26 МАРТА 2020
О классификации MDM-систем
Мы собрали наиболее важные критерии классификации систем управления основными данными (далее — MDM). Эти критерии позволят различать между собой разные продукты класса MDM, и помогут сформировать набор требований к системе для конкретной бизнес-задачи.
Масштабирование
Масштабирование — это отражение возможностей системы для работы под высокой нагрузкой, а также поддержка способов наращивания производительности. Достижение предела возможностей системы управления данными чревато поиском новых решений, либо использованием сразу нескольких систем, что приводит к серьезным расходам бюджета.

Перечислим возможные варианты увеличения производительности MDM-систем. Некоторые системы могут поддерживать сразу несколько вариантов:
  • Размещение в облачном сервисе;
  • Трехзвенная архитектура;
  • Поддержка кластерных решений;
  • Распределенная БД;
  • Поддержка подключения новых доменов данных.
Тип лицензии

Зачастую лицензионная политика является одним из первых критериев при выборе MDM-системы, так как неподходящая лицензия может в последствии обойтись намного дороже. Важно оценивать, как проект управления данными будет развиваться, на чем будет выстроен акцент, и какие ресурсы для этого будут задействованы.

Существуют следующие виды лицензий:

  • Единая лицензия на продукт;
  • По количеству серверов;
  • По количеству записей;
  • По количеству пользователей;
  • Подписка на определенный срок использования (без прочих ограничений);
  • Подписка на отдельные модули.
Область применения
Узкоспециализированные. Системы, разрабатываемые под определенные предметные области бизнеса, например, под машиностроение. Такие системы готовы ко всем специфичным потребностям предметной области, но не могут использоваться в других областях. Однако, не под каждую предметная область созданы системы Управления основными данными. Также важно учитывать, что специализированные системы могут иметь ограничения по производительности, например, по количеству обрабатываемых записей.

Универсальные. Системы, содержащие в себе широкий набор инструментов, с помощью которых можно создать MDM-решение для любого бизнеса. Цена такой универсальности — затраты времени и ресурсов на интеграцию и внедрение продукта. Качество интеграции и внедрения напрямую зависит от квалификации специалистов.
Набор базовых инструментов

MDM-система должна иметь все инструменты управления данными, необходимые на старте проекта, и в процессе его развития. Кроме того, следует обращать на функциональность и удобство инструментов.

Набор основных инструментов систем управления данными выглядит следующим образом:

  • Работа с моделью данных, включая классифицирование и управление связями;
  • Работа с данными (роль Data steward);
  • Обеспечение качества данных (DQ);
  • Работа с бизнес-процессами (BPM);
  • Поддержка справочных данных (RDM), включая ведение таксономий;
  • Взаимодействие с другими системами;
  • Администрирование системы, включая обеспечение безопасности данных.

Кроме перечисленных, MDM-система может иметь еще множество различных инструментов, направленных на решение побочных бизнес-задач. Например, подсчет статистики данных и визуальное представление показателей.
Гибкость кастомизации
Для решения индивидуальных задач бизнеса MDM-система может предоставлять возможности кастомизации следующих аспектов:
  • Добавление, изменение, или встраивание новой логики в стандартные операции. Например, выполнение новых проверок при сохранении записи.
  • Настройка внешнего вида приложения.
  • Использование данных из внешних сервисов. Например, отображение адресов на карте.
  • Реализация пользовательских бизнес-процессов по нотации BPMN 2.0.

MDM-системы могут кастомизироваться сразу по нескольким направлениям. Каждое направление, как правило, включает множество точек расширения в разных местах системы. Однако, рекомендаций по оптимальному количеству и качеству точек расширения не существует, так как при выборе системы важно, чтобы требуемые функции, которых нет в стандартной поставке, можно было выполнить при помощи точек расширения. Соответственно, высокий показатель гибкости увеличивает шанс решения нестандартных и индивидуальных задач бизнеса.